Порядок заключения энергосервисного контракта бюджетным учреждением. Типовой контракт 2014 г

                                                                                                                         Скачать “Порядок…” в формате Pdf 

                                   Скачать Типовой энергосервисный контракт для бюджетной сферы, 2014 г

Порядок заключения энергосервисного договора бюджетным учреждением

   В соответствии с законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении..», бюджетное учреждение обязано «обеспечить снижение энергетических ресурсов»1. В течение пяти лет не менее чем на 15% оно должно сократить объемы потребленной воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля (по отношению к объему каждого из указанных ресурсов, фактически потребленного учреждением в 2009 году). Соответственно, начиная с 2009 года, ежегодное снижение такого объема должно составить не менее 3%. Одним из вариантов решения данной задачи наиболее эффективно — заключение энергосервисного договора (ЭСКО) с энергосберегающей организацией. Возникает вопрос, могут ли бюджетные учреждения заключать энергосервисные договоры? И если да, то каков порядок их заключения. Ключевые слова: Энергосервис, энергосбережение, бюджетный сектор, муниципальные контракты, энергосервисные контракты.

   Обратимся к ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливающего единый порядок размещения заказов. В данной статье закона указано, что заказчики вправе заключать энергосервисные договоры (контракты).

   Тогда возникает обоснованный вопрос, могут ли бюджетные учреждения выступать в роли таких заказчиков? Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ: государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Бюджетные  учреждения в разряд государственных или муниципальных заказчиков не входят. Данный пункт относит их к иным заказчикам. Здесь, так же содержится пояснение, что государственные, муниципальные и иные заказчики в Законе № 94-ФЗ далее именуются заказчиками, а государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

   Порядок размещения заказов для иных заказчиков, то есть, для бюджетных учреждений, такой же, как и порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В Законе № 94-ФЗ уточняется, что от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования заказчики заключают государственные или муниципальные контракты. А бюджетные учреждения от своего имени заключают гражданско-правовые договоры на поставку  товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Итак, бюджетные учреждения могут заключать энергосервисные договоры (контракты). Они обязаны это делать только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Обратите внимание, что заключение энергосервисного договора (контракта) является правом, а не обязанностью учреждения. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков – это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков). С этими поставщиками  (исполнителями, подрядчиками) заказчик должен заключить государственный или муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а так же иной гражданско-правовой договор в любой форме. Иной гражданско-правовой договор заключается в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а именно: при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму, не превышающую установленного Центробанком предельного размера  расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом следует учитывать, что заказы на данную сумму на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг бюджетное учреждение вправе размещать в течение квартала.

Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком 3.

В пункте 2 ст. 19 Закона № 261-ФЗ прописаны  обязательные пункты, которые должны содержаться в энергосервисном договоре (контракте):

1) Условие о величине экономии энергоресурсов (в том числе в стоимостном выражении). Экономия должна быть обеспечена исполнителем;

2) Условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта). Срок действия должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергоресурсов;

3) Иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона № 261-ФЗ содержит перечень необязательных, но возможных условий содержания энергосервисного договора:

1) Условие об обязанности исполнителя обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергоресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

2) Условие, обязывающие исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета используемых энергоресурсов;

3) Условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

4) Иные определенные соглашением сторон условия.

Чтобы определить начальную (максимальную) цену контракта (лота) на энергосервис, следует учитывать фактические расходы, понесенные заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергоресурсов за прошлый год.

К примеру, заказчик определяет фактические расходы: среднегодовая стоимость электроэнергии составляет 4,2 руб/кВт*ч при  потреблении 100 000 кВт*ч стоимость расходов на поставку электроэнергии составляет 4,2*100 000 = 420 тыс. руб. Но при этом следует помнить, что данная цена не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством РФ .

Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (лота) на энергосервис:

1. Если срок исполнения контракта на энергосервис равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема  потребления энергоресурса за прошлый год и стоимости единицы этого энергоресурса. При этом стоимость единицы энергоресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик рассчитывается за поставку энергоресурса, и которая действует на дату объявления о проведении отбора.

Например, для контракта, который был анонсирован 06.06.2013 года, базовым будет 2012 год. Соответственно берётся потребление электроэнергии за 2012 год (100 000 кВт*ч) и стоимость электроэнергии на момент объявления конкурса (июнь) 1 кВт*ч = 4,37 руб/кВт*ч. В итоге получаем начальную (максимальную стоимость — 100 000*4,37 = 437 тыс. руб.

2. Если заказчик рассчитывается за поставку энергоресурса по нескольким ценам (тарифам), стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена (тариф) – отношение суммы произведений объемов поставки энергоресурса, потребляемых заказчиком за один календарный месяц, и цен (тарифов), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы поставки предшествующий дате объявления о проведении отбора энергетического ресурса, к суммарному объему поставки энергоресурса.

В этом случае цена рассчитывается как среднеарифметическая стоимость за поставку по одному тарифу (например, по первому поставщику тариф = 4,2 руб/кВт*ч, потребление = 30 000 кВт*ч, итого 126 тыс. руб.; по второму поставщику тариф =4,44 руб/кВт*ч, потребление = 70 000 кВт*ч, итого = 310 тыс. руб.. В итоге средневзвешенная цена рассчитывается как 126 000 руб.+310 000 руб. /100 000 кВт*ч = 4,36 руб/кВт*ч (тариф средний).

3. Если срок исполнения контракта на энергосервис более года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год, стоимости единицы энергоресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

4. При размещении заказа на энергосервис путем проведения конкурса, запроса котировок или аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), на условиях, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 5, а так же пп. 2 и 3 ч. 9 ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ, предложение участника о размере экономии в денежном выражении определяется как произведение экономии расходов заказчика на поставки энергоресурса в натуральном выражении за весь период действия энергосервисного контракта и стоимости единицы энергоресурса, которая указана в документации (конкурсной, об аукционе) и извещении о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис должна быть указана в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок (далее – документации и извещении). Данная цена должна включать расшифровку расходов на поставки энергоресурсов в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги.

Информация о цене, которую анонсирует участник торгов на площадке для участия в конкурсе, также должна включать одно из следующих условий:

А) Фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис (далее – условие А). Таким образом, участник конкурса должен дать предложение по фиксированной экономии, например, в 20 тыс. руб. затрат заказчика, например, на электроэнергию, в год, сроком на 5 лет, и  максимальный процент экономии в пользу исполнителя, например, 95% от суммы полученной экономии за весь период действия договора. Таким образом, если Заказчик объявил конкурс на фиксированное снижение в 10 тыс. руб., то участник конкурса получает более высокую оценку с предложением в 20 тыс. руб.

см.  Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

Б) Подлежащий уплате исполнителю по контракту на энергосервис фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, минимальный размер такой экономии в денежном выражении (далее – условие Б). Например, процент экономии в пользу исполнителя – 5% (а в конкурсной документации Заказчик объявил минимальную экономию – 3%), максимальный процент экономии,  выплачиваемый в пользу Исполнителя – 95% (а в конкурсной документации Заказчик объявил максимальный процент – 99%). Таким образом, участник показывает снижение и получает более высокую оценку.

В) Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис (ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ) (далее – условие В). Участник конкурса может объявить условие достижения минимальной экономии, которую он обязуется достичь в 10 тыс. руб. затрат заказчика, например, на электроэнергию, в год, сроком на 5 лет, и максимальный процент экономии в пользу исполнителя, например, 95%. Проще говоря, три возможных варианта объявления, в зависимости от того, по какому пункту статьи 56 объявлен конкурс.

В соответствии с одним из трёх условий объявления участник конкурса формирует своё предложение по цене. Если бюджетное учреждение, размещая заказ на энергосервис, проводит конкурс или запрашивает котировки, оно должно указать в документации и извещении, что в заявку необходимо включить одно из трех предложений:

Предложение 1 – о цене контракта (предложенный участником размещения заказа процент экономии) в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 Закона № 94-ФЗ (При условии А по информации о цене);

Предложение 2 – о сумме экономии, определяемое как разница между соответствующими  расходами заказчика на поставки энергоресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном п. 2 ч. 3 Закона № 94-ФЗ (При условии Б по информации о цене);

Предложение 3 – о сумме экономии, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергоресурсов и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником проценту такой экономии, в случае, предусмотренном п. 3 ч. 3 Закона № 94-ФЗ (При условии В по информации о цене).

Вместо сравнения цены контракта, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет предложения о сумме  (предложение о сумме определяется как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и предложенной участником аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика) для выявления лучших условий соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по контракту. При этом заявки на участие в конкурсе в соответствии с предложением о сумме оцениваются и сопоставляются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 28. Закона № 94-ФЗ. А именно, чтобы определить лучшие условия исполнения контракта, предложенные в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна учитывать и другие критерии оценки, такие, как функциональные и качественные характеристики товара, квалификацию исполнителей, расходы на эксплуатацию и техобслуживание товара, сроки, гарантии.

Если заказ на энергосервис размещается через аукцион, торги проводятся путем снижения одного из следующих показателей:

Показатель 1: цены контракта на энергосервис (процента экономии) при условии А.

Показатель 2: предложения о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергоресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, при условии Б;

Показатель 3: предложение о сумме, определяемое, как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником размещения заказа проценту такой экономии, при условии В.

Если снижаются Показатели 2 и 3, то победителем аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

При снижении Показателя 3 победитель аукциона определяет размер экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении и процент от такой экономии с учетом предусмотренных документацией об аукционе минимальной экономии и максимального процента от такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя.

Контракт на энергосервис заключается по цене, которая определяется в виде:

1) процента фиксированной экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении, предложенного победителем, при условии А;

2) фиксированного процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении, предложенного победителем, при условии Б;

3) процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении, предложенного победителем, при условии В.

При заключении контракта на энергосервис в контракте должна быть указана экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении. Например, как вид ресурса, подлежащего экономии, указывается электроэнергия, и экономия электроэнергии не менее чем 1000 кВт*ч в год, относительно базового уровня, то есть 10% от потребления базового года (как было указано выше). Данная экономия рассчитывается из фиксированного размера экономии в денежном выражении при условии А или предложенной участником размещения заказа при условии Б и В экономии в денежном выражении таких расходов, а также стоимости единицы всех товаров, работ, услуг, указанных в конкурсной документации и извещении.

Если контракты заключаются при условии А и Б, в них также указывается предложенный участником процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов или при условии Б – фиксированный процент такой экономии. Данный процент не может изменяться в ходе исполнения контракта.

Исполнитель контакта обязан обеспечить предусмотренную контрактом экономию соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении (в стоимостном выражении – это в рублях, т.е. если раньше тратили 437 тыс. руб. в год на оплату электроэнергии, то конкурс может быть объявлен на экономию, например, 20 тыс. руб. в год, по результатам реализованных мероприятий).

Контракт на энергосервис оплачивается исходя из размера предусмотренной экономии соответствующих расходов заказчика в натуральном выражении, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергоресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта.

Контракт оплачивается исходя из экономии энергоресурсов (тепловой энергии, электроэнергии, воды, топлива) в натуральном выражении (Гкал, кВт*ч, тыс. м3, тонн, проч.), от базового года (года предшествующего внедрению мероприятий), умноженной на существующий тариф и на долю, отходящую ЭСКО за период (месяц, квартал, год).

Коротко это выглядит вот так:

Q=S*R*P*N (руб. за период)

Где:

(Q) — цена контракта, руб.

(S) — размер экономии в натуральном выражении

(Гкал, кВт*ч, проч.).

(R) — действующий тариф (руб/Гкал, руб/кВт*ч, проч.)

(P) – доля размера экономии, подлежащая уплате ЭСКО (%)

*Не путать с начальной (максимальной) ценой контракта.

(N) – распределение дополнительной экономии.

 В целом, как видно из анализа законодательства, правовые аспекты проведения конкурса на энергосервис  проработаны достаточно детально, но в условиях современной действительности необходимо продолжать прорабатывать законодательную базу энергосервисных контрактов для расширения применимости и популяризации данного вида финансирования энергосбережения, в том числе, учитывая зарубежный опыт.

По причине крайне малого опыта реализации энергосервисных контрактов в России, экспертное сообщество постоянно выходит с предложениями по корректировке существующего законодательства для облегчения как механизма заключения подобных договоров, так и возврата средств, вложенных ЭСКО компаниями.

ноябрь 2013 г

Петров Иван Валерианович

Магистр теплотехнических наук, Главный специалист дирекции по реализации энергосервисных контрактов ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС»