Школа, ВУЗ

Управление освещением учебного заведения (школа, ВУЗ)

Энергосбережение в школе, ВУЗе

   Наша компания выпускает специализированное оборудование и предлагает комплексное решение по автоматическому и энергоэффективному управлению всеми видами освещения, которые могут присутствовать в учебном заведении.  

В результате энергопотребление вашей школы будет на 60-70% ниже, чем энергопотребление аналогичной школы без автоматизации.

 Требование современных строительных норм и правил:

 СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий

10. УПРАВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЕМ
10.2 … В школах и учебных заведениях для подготовки кадров управление освещением коридоров и рекреаций следует, как правило, выполнять автоматическим, предусматривающим частичное отключение освещения со звонком на занятие и включение со звонком на перерыв или окончание занятий.
10.7 … В учебных классах, аудиториях и других помещениях, где требуется повышенная зрительная работа, рекомендуется предусматривать плавное или ступенчатое регулирование искусственного освещения в зависимости от освещения естественным светом.

Также эти требования отражены в новых СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» п. 11.2 и 11.7 соответственно!!!

    Система управления позволит автоматически управлять освещением:

– мест общего пользования (коридоры, холлы, зоны рекреации, туалеты);

– учебных классов (аудиторий);

– технических этажей;

– прилегающей территории с возможностью ночного понижения мощности светильников,

а также автоматизировать процесс подачи звонков к началу занятий!

Система автоматического управления освещением коридоров, холлов

sh-pc-100.jpg
Рис 1. Схема управления освещением здания школы в комплексе с системой подачи звонков

Как это работает

   По запрограммированному в компьютере расписанию (программа «Школьный звонок») система управления, построенная на базе контроллера К2000Т и этажных модулей управления К2010, автоматически переводит на время уроков люминесцентное или светодиодное освещение коридоров, холлов и зон рекреации в экономичный режим, программируемый обычно в диапазоне 10-30% от номинальной мощности.      

po-sh-zvon-w.JPG
Рис 2. Главное меню программы “Школьный звонок”  

Если в системе не используются датчики движения, контроллер поддерживает установленную минимальную мощность системы освещения коридоров до конца текущего урока, а после подачи  звонка на перемену снова переводит освещение в режим 100% мощности.

    Если в системе управления используются датчики движения, подключаемые к этажным модулям К2010, то их срабатывание при прохождении человека по коридору во время уроков приводит к автоматическому плавному увеличению светового потока группы светильников в контролируемой датчиком зоне. Мощность светильников регулируется плавно в диапазоне 2-100% от номинального значения.

   Предусмотрена связь с системой пожарной сигнализации здания – при возникновении пожара контроллер переводит систему освещения коридоров и холлов в режим максимальной мощности для обеспечения нормальной эвакуации людей из здания и тушения пожара. Возможен режим ручного управления освещением, минуя контроллер и компьютер – обычным выключателем на посту охраны.

schema-school-standart.jpg
Рис 3. Схема управления освещением школы. Типовой этаж.

Рис 4. Схема соединения для стандартного варианта автоматизации – подача звонков и управление освещением мест общего пользования с плавным понижением мощности  светильников на время уроков (диммированием) и датчиками движения в коридорах. Разное расписание уроков у 1-х классов и у 2-11 классов.

_

Рис 5. Схема соединения для стандартного варианта автоматизации – подача звонков и управление освещением мест общего пользования с плавным понижением мощности  светильников на время уроков (диммированием) и датчиками движения в коридорах. Общее расписание уроков у 1-11 классов.

_п

Если выделенных на капремонт средств недостаточно для реализации полнофункциональной системы управления, можно ограничиться экономичным вариантом без датчиков движения и без плавного регулирования светового потока светильников в коридорах. В этом случае система автоматики будет просто отключать на время уроков часть светильников рабочего освещения коридоров и холлов.

schema-school-econom.jpg
Рис 6. Экономичный вариант системы подачи звонков и управления освещением мест общего пользования.

__с

Рис 6. Схема соединения для экономичного варианта автоматизации – подача звонков и автоматическое отключение части светильников в коридорах на время уроков без датчиков движения! Разное расписание у 1-х и 2-11 классов.

_

Рис 7. Схема соединения для экономичного варианта автоматизации – подача звонков и автоматическое отключение части светильников в коридорах на время уроков без датчиков движения! Общее расписание у 1-11 классов.

Управление освещением в классах

   Уровень естественного солнечного света в обычном школьном классе распределяется неравномерно – чем ближе к окну расположены парты, тем более интенсивно они освещены солнечным светом и наоборот. Стандартное искусственное освещение не учитывает эту особенность. Таким образом, когда естественного света недостаточно для удаленного ряда парт, учитель обязан включить освещение всего класса, в результате чего большую часть времени ближние к окнам ряды парт оказываются излишне освещенными, что приводит к необоснованному расходованию электроэнергии.

   Повысить эффективность систем освещения классов можно путем установки датчиков постоянной освещенности К2110 на потолке над каждым рядом парт. Этот датчик  способен поддерживать заданный уровень освещенности, например, 500 лк, автоматически уменьшая или увеличивая световой поток группы светильников в зависимости от уровня солнечного света, проникающего в класс через окна. В светлое время суток светильники, расположенные ближе к окнам, будут работать с меньшей мощностью.

klass.png
Рис 8. Автоматическое управление освещением класса
klass_k2110w.JPG
k2110_4×18w.JPG

На этих фотографиях наглядно видно, как в солнечный день работают датчики К2110: светильники, расположенные у окон работают в режиме минимальной мощности (5% от номинального значения). Второй и третий ряды светильников также работают в экономичных режимах (примерно 20% и 60% от номинальной мощности соответственно). В этом помещении в обычные светильники 4х18Вт при реконструкции были установлены диммируемые по протоколу 1-10В ЭПРА. Напомним, что в режиме минимальной мощности диммируемые люминесцентные светильники потребляют в 6 раз меньше электроэнергии, а светодиодные – в 14 раз меньше!

 

  Если, например, в кабинете рисования, где нужна освещенность не менее 500 лк, ранее было установлено 18 светильников 2х40Вт (три ряда по 6 шт в каждом) с суммарной мощностью 1440Вт, то при модернизации их потребуется всего 12 шт (3 ряда по 4 светильника) с суммарной мощностью 696 Вт (12 шт х 58Вт). Применение датчиков постоянной освещенности К2110 уменьшит среднюю мощность ещё примерно на 20-30%, таким образом мощность, потребляемая системой освещения одного класса, составит примерно 480 Вт вместо 1440Вт до модернизации.

k22-158uw.JPG

Светильники К22-158У с длиной подвеса 250 мм.

k22-135uw.JPG

Светильники К22-135У с длиной подвеса 150 мм.

osw_klass_58_25w.jpg

Рис. 9  Замеры освещенности в классах с различными типами ламп в светильниках серии К22- (Т8 58Вт и Т5 35Вт). Замеры выполнены на реальном объекте – школа № 104 г. Пермь (нажмите, чтобы увеличить!)

При расчетах мы не учитывали потери в электромагнитных ПРА старых светильников, которые достигают 20% от потребляемой мощности, поэтому на практике показатели эффективности модернизации будут еще лучше!

Освещение прилегающей территории

С помощью самообучающихся автономных диммеров К2302 (для ламп ДНаТ) и К2304 (для светодиодных светильников) можно автоматически понижать на 50% мощность освещения прилегающей территории в ночное время без каких-либо дополнительных контроллеров, PLC и радиоканала.

schema_k2304.jpg

   Преимущества сотрудничества с нашей компанией

– готовое решение от производителя оборудования;

– оборудование разработано и производится в России;

– высокая надежность, небольшой срок окупаемости;

– установить и обслуживать систему управления может обычный электрик 4-5 разряда;

– возможность использования любых люминесцентных или светодиодных светильников как с регулируемым световым потоком, так и стандартных без функции регулирования;

– гарантия на основное оборудование – 3 года.

– высокая надежность системы – при обрыве линии управления светильниками 1-10В, они автоматически переключаются в режим 100% яркости; при коротком замыкании этой линии – в режим минимальной яркости. Таким образом полного отключения освещения в здании по вине системы автоматики быть не может!

– быстрая замена неисправного модуля без отсоединения кабелей – ремонт выполняет штатный электрик за 5 минут.

 СКАЧАТЬ:

Пример из проекта экономичного варианта системы управления освещением (отключение части светильников коридоров на время уроков)

Кейс «Оценка эффективности модернизации системы освещения школы (ВУЗа) с установкой энергоэффективных источников света и систем автоматического регулирования по энергосервисному контракту» (рекомендуем!!!)

Пример коммерческого предложения с расчетом окупаемости модернизации школы по энергосервисному контракту

 Порядок заключения энергосервисного договора бюджетным учреждением

 Скачать рекламную листовку “Энергоэффективная школа”

Скачать листовку “Умная школа” 

Для конкурса: “Типовое техзадание на капремонт системы освещения школы / ВУЗа” -максимальная энергоэффективность!

Скачать статью “Энергоэффективная школа”

Скачать Типовой энергосервисный контракт для бюджетной сферы 2014 г.

Выдержки из СП 31-110-2003 “Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий” о необходимости применения систем управления освещением.

Вниманию проектировщиков! Примерно с июля 2018 г будет выпускаться новая версия модуля К2010. Изменится способ подключения и улучшается функционал. Для новых проектов используйте схемы нового модуля К2010. Скачать схемы.

Схемы и примеры из проектов смотрите на странице “Инженерам и проектировщикам”!

Защищено Патентами РФ!